ПРОГРАММА
объединения
по интересам
«Мастер
презентаций»
(базовый
уровень изучения образовательной области «Информатика»)
Профиль: естественно-математический профиль.
Составитель: Леоненко Алексей Геннадьевич, педагог
дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 7-9 лет.
Срок реализации: 1 год.
РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании методического совета
Щорсовского детского сада-средней школы
Протокол № 1
« » августа
2020 г.
Щорсы, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения по интересам «Мастер презентаций» разработана на основании
типовой программы дополнительного образования детей и молодежи естественно-математического
профиля (далее – программа), утвержденной Постановлением Министерства
образования Республики Беларусь 06.09.2017 №123, образовательная область «Информатика».
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на
развитие личности учащегося, формирование и развитие творческих способностей,
удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе,
организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Умение представлять информацию в виде, удобном для
восприятия и использования другими людьми – одно из условий образовательной
компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и
доступное средство представления текстовой, графической и иной информации.
Основу организаций работы данного объединения по интересам
составляет личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Для
этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информацией –
анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и
преобразовывать информацию в мультимедийную форму, использовать ее для решения
учебных и жизненных задач.
Цель:
обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся средствами
технического творчества и исследовательской работы в естественно-математической
области.
Задачи:
·
развивать мотивации учащихся к познанию и творчеству;
·
удовлетворять образовательные потребности учащихся в области естественно-математических
наук, исследовательской работе, техническом творчестве, изобретательстве и
рационализаторстве, информационных технологиях;
·
формировать политехническое мировоззрение и пространственное мышление,
ценности инженерно-конструкторской, исследовательской и проектной деятельности;
·
профессионально ориентировать учащихся на научные и технические
специальности;
·
формировать культуру использования свободного времени учащихся.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности.
Режим
работы: запланировано
проводить занятия для детей 7-9 лет два учебных часа в неделю длительностью не
более 45 минут каждое. Образовательный процесс при реализации программы в
течение учебного года составляет 36 недель.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п |
Тема
урока |
Кол-во
часов |
В
том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Техника безопасности |
1 |
1 |
- |
2 |
Компьютер и его составляющие.
Повторение. Программы |
2 |
1 |
1 |
3 |
Знакомство с программой PowerPoint |
2 |
1 |
1 |
4 |
Основные возможности программы PowerPoint |
3 |
1 |
2 |
5 |
Самостоятельная работа |
1 |
- |
1 |
6 |
Составление простейшей
презентации |
1 |
- |
1 |
7 |
Творческий Проект. «Это я» |
5 |
1 |
4 |
8 |
Работа с текстом |
2 |
1 |
1 |
9 |
Знакомство с текстовым редактором
Word |
3 |
1 |
2 |
10 |
Знакомство с графическим
редактором Paint |
3 |
1 |
2 |
11 |
Добавление в презентацию
картинок, арт текстов |
2 |
1 |
1 |
12 |
Самостоятельная работа |
1 |
- |
1 |
13 |
Творческий проект. «Мой класс» |
8 |
1 |
7 |
14 |
Добавление эффектов анимации в
презентацию |
2 |
1 |
1 |
15 |
Самостоятельная работа |
2 |
- |
2 |
16 |
Творческий Проект. «Моя семья» |
6 |
1 |
5 |
17 |
Составление презентации с
вложениями. Гиперссылки |
2 |
1 |
1 |
18 |
Творческий Проект. (По выбору) |
6 |
1 |
5 |
19 |
Отчет |
2 |
1 |
1 |
20 |
Компьютерная
анимация. Ситуации, в которых она применяется |
1 |
1 |
- |
21 |
Знакомство
с программами для создания анимации |
1 |
- |
1 |
22 |
Знакомство
с программой «Мульти - пульти». Что можно сделать с помощью этого
конструктора мультфильмов |
1 |
1 |
- |
23 |
Запуск
программы. Окно программы. Коллекция ресурсов |
1 |
- |
1 |
24 |
Термины
и порядок действий. Пример создания фильма |
1 |
1 |
- |
25 |
Операции
с фильмами: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам,
сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы |
2 |
1 |
1 |
26 |
Операции
с фоном: выбор, передвижение, удаление |
2 |
1 |
1 |
27 |
Операции
с предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета и его действия, удаление и
передвижение, смена действия, анимация |
2 |
1 |
1 |
28 |
Операции
с текстом. Ввод текста, передвижение, изменение, анимация и удаление текста |
2 |
1 |
1 |
29 |
Операции
с музыкой и звуками. Выбор музыки и звуков, изменение громкости и времени
звучания. Запись голосового сопровождения. Действия с микшерским пультом |
2 |
- |
1 |
30 |
Создание
мультфильма, анимированной картинки или мультконцерта |
2 |
- |
2 |
31 |
Конкурс
проектов |
1 |
- |
1 |
|
ИТОГО: |
72
часа |
22 |
50 |
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Компьютер и его составляющие.
Повторение. Программы
Базовый разбор
архитектуры компьютера, его составляющих. Повторение стандартных программ и их
предназначения, нахождение пути к приложениям.
2.
Знакомство с программой
PowerPoint
Знакомство с
программой для составления презентаций.
Практическая
часть:
Изучение основных возможностей PowerPoint: запуск, настройка приложения,
основные панели и вкладки.
Технология
создания презентаций, постановка проблемы (разделение презентации на
элементарные объекты), создание фона, переход слайдов.
3.
Составление простейшей
презентации
Развитие навыков
у учащихся работы с мультимедийными презентациями.
Практическая
часть:
Выполнение операций копирования, удаления, перемещения и вставки слайдов,
создание управляющих кнопок. Изменение темы, фона слайдов. Сортировка слайдов.
Создание
творческого проекта на тему «Это я».
4.
Работа с текстом
Создание и форматирование текста.
Практическая часть: Знакомство с текстовым
редактором Word. Основные возможности программы:
изменение шрифта, размера, фона и цвета заливки текста. Применение курсива,
полужирного и подчеркнутого начертания тексту. Выравнивание текста по краям и
центру. Добавление маркеров, нумерации и многоуровневых списков.
Форматирование макета и разметки
страницы, выделение границы, изменение отступов и интервалов, добавление сетки,
номера строк и разрывов.
5.
Знакомство с программой Paint
Знакомство с графическим
редактором. Изучение основных возможностей программы: запуск, основные панели,
вкладки и кнопки, настройка приложения.
Практическая часть: Копирование, вырезание,
изменение формы, наклона и размеров рисунка. Изучение инструментов: заливка,
лупа, карандаш, кисточка, различные фигуры и линии, пипетка, текст, выделение
пространства.
6.
Добавление в презентацию
картинок, арт текстов
Вставка в презентацию сохраненных
рисунков Paint, арт текстов. Поиск тематических
картинок в интернете и их сохранение.
Практическая часть: Добавление картинок в слайды,
изменение размера, формы и положения на странице. Разбор конфликта картинок с
текстом, выбор обтекания.
Создание творческого проекта на
тему «Мой класс».
7.
Добавление эффектов анимации в презентацию
и другого
Добавление эффектов анимации
текста и рисунков в презентацию, настройка времени, вставка звука, видеоклипа,
настройка анимации видеоклипа, управляющие кнопки.
Практическая часть: Вставка схемы и её настройка,
вставка таблицы и её настройка. Добавление диаграммы, гиперссылок.
Создание творческого проекта на
тему «Моя семья», «По выбору».
8.
Компьютерная анимация
Знакомство с программой «Мульти -
пульти». Изучение основных особенностей приложения. Запуск программы, окно
программы, коллекций ресурсов. Разбор возможностей конструктора фильмов.
Просмотр
видеоуроков “Рисование автофигур”, “Копирование объектов”, “Копирование
форматирования”, “Группировка объектов”.
Термины и
порядок действий. Пример создания фильма.
Практическая
часть:
Операции с фильмами: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по
кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из
программы.
Операции с фоном:
выбор, передвижение, удаление.
Операции с
предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета и его действия, удаление и
передвижение, смена действия, анимация.
Операции с
текстом. Ввод текста, передвижение, изменение, анимация и удаление текста.
Операции с
музыкой и звуками. Выбор музыки и звуков, изменение громкости и времени
звучания. Запись голосового сопровождения. Действия с микшерским пультом.
Создание
мультфильма, анимированной картинки или мультконцерта.
9.
Интегрирование конечных продуктов
в презентацию
Интегрирование текстовых,
графических и анимационных редакторов в PowerPoint. Демонстрация созданных самопрезентаций. Конкурс
проектов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
дети будут иметь специальные теоретические знания по изучению содержания
образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин
естественно-математического профиля;
·
овладеют умениями и навыками технического творчества и исследовательской
деятельности;
·
научатся публично предъявлять собственные результаты на конференциях,
конкурсах, выставках и др.;
·
приобретут навыки работы с мультимедийными презентациями;
·
научатся применять необходимый инструментарий;
·
улучшат коммуникативные навыки;
·
проявят творческие способности;
·
определяться с профессиональной направленностью;
·
смогут создавать индивидуальные проекты в виде мультимедийных презентаций;
·
приобретут технологические навыки работы с программным инструментарием на
основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов.
Формы
подведения итогов реализации программы:
·
портфолио творческих достижений объединения по интересам (грамоты, дипломы,
сертификаты и др.);
·
открытые занятия;
·
защита проектов;
·
отчетные тематические занятия;
·
мастер-классы;
·
составление сборника авторских презентаций;
·
конкурсы;
·
демонстраций авторских презентаций на общешкольных мероприятиях.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы требует традиционных и
нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных
условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии
учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей,
интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы обучения:
·
групповые
·
индивидуальные.
Методы
обучения:
·
объяснительно-иллюстративный (беседы, лекции, мультимедийные и экранные
пособия, интернет и др.);
·
репродуктивный (по образцу или правилу);
·
проблемный (постановка и решение продуктивно-познавательных вопросов и
задач, имеющих противоречия);
·
эвристический (метод проб и ошибок, контрольных вопросов, аналогий,
копирования прототипов, модификации и др.);
·
исследовательский (самостоятельное изучение литературы, источников,
проведение экспериментов, наблюдения и измерения)
Формы воспитания:
·
массовые,
·
групповые,
·
индивидуальные.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кодекс
Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом
Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ.
Респ. Беларусь, 2014. – 400 с.
2.
Белиовская,
Л.Г. Использование LEGO-роботов в
инженерных проектах школьников. Отраслевой подход / Л.Г. Белиовская, Н.А.
Белиовский. – М. : ДМК Пресс, 2015. – 276 с.
3.
Диченская,
Е.А. О тематике творческих проектов / Е.А. Диченская // Тэхналагічная адукацыя.
– 2012. – № 3. – С. 54-55.
4.
Мартыненко,
Ю.Г. Управление движением мобильных колесных роботов / Ю.Г. Мартыненко //
Фундаментальная и прикладная математика. – 2005. – № 8. – С. 29-80.
5.
Саковская,
А.В. Компьютерная графика. Лабораторно-практические работы : пособие / А.В.
Саковская. – Минск : Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2010. – 91 с.
6. Синтез образовательных мультимедиа интерактивных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://somit.ru. – Дата доступа: 10.04.2017.