Признаки
равенства треугольников
Урок нацелен на обобщение и проверку знаний, умений и
навыков учащихся по одной из наиболее важных тем «Признаки равенства
треугольников». Проводится в форме групповой работы. Класс делится на три
команды. Каждая команда состоит из 6-7 учащихся.
В ходе урока учащиеся проходят ряд испытаний.
На уроке совершенствуются знания, умения и навыки
учащихся по применению признаков равенства треугольников в ходе решения задач,
а также активизируется познавательная активность учащихся; повышаются интерес и
мотивация к изучению геометрии; развиваются логическое мышление, математически
грамотная речь, информационная компетентность учащихся; воспитываются
коммуникативные качества личности.
План-конспект урока
Геометрия, 7 класс.
Тема: «Признаки
равенства треугольников».
Цели:
образовательная: совершенствование знаний,
умений и навыков учащихся по применению признаков равенства треугольников в
ходе решения задач, по распознаванию равных треугольников и умению доказать их
равенство, а также делать вывод о равенстве некоторых элементов;
воспитательная: воспитание коммуникативных качеств личности;
развивающая: развитие интереса к предмету, логического мышления,
математически грамотной речи; развитие информационных и коммуникативных
компетенций учащихся.
Оборудование:
1.
Раздаточный
материал: карточки-задания для групповой
работы;
2.
Компьютер,
проектор,
3.
Программное
обеспечение: презентация к уроку, созданная в программе MS PowerPoint, тест
«Признаки равенства треугольников»
План урока.
1.
Введение
в игру - 1 мин
2.
Испытание
1. «Разминка» - 10 мин (Устная работа по готовым чертежам)
3.
Испытание
2. Тестирование-10 мин
4.
Испытание
3. «Реши задачи» - 5 мин (Работа в группах по карточкам с последующей
защитой решенных задач)
5.
Испытание
4.Проверь свою внимательность 5 мин
6.
Испытание
5.Решение прикладных задач- 10 мин
7.
Финал
- 2 мин
8.
Домашнее
задание - 1 мин
9.
Итог
урока - 1 мин
Ход урока.
1.
Введение в игру
Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим урок решения задач по теме
«Признаки равенства треугольников». Класс делится на три команды, которые проходят
испытания,
Девиз урока «Геометрия
полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли.
Решить задачу – это значит пережить приключение». В.Произволов
Цель нашего
урока выявить насколько хорошо вы владеете теоретическим материалом и умеете
применять его к решению задач.
2.
Испытание 1. «Разминка»
Решение задач по готовым чертежам.
А) Один из игроков любой команды отвечает с места,
называет равные элементы и т.п. Остальные учащиеся внимательно слушают ответ,
делают при необходимости замечания, исправления.
Найдите пары равных треугольников и докажите их
равенство
Б) Выходим в пространство.
В) Подумай и дострой:
3.Испытание «Тестирование»
Тест «Признаки равенства треугольников»
Урок проводится в компьютерном классе, поэтому каждый
учащийся выполняет тест.
Итог выполнения теста – оценка.
4.
Испытание «Реши задачу»
Каждая команда получает задачу Им предстоит решить и защитить её. Чертёж к каждой задаче представлен
на слайдах. Один из участников каждой команды показывает решение задачи на
доске, затем комментирует его по записям и рисунку, остальные учащиеся
записывают в тетрадь одну из задач другой команды.
4.
Испытание 3.
Проверь свою внимательность
А) Подберите треугольники, равные данным. Расположите
их в том же порядке
Б) Какая
из пар треугольников лишняя и почему?
В) Задача со спичками
В лампе, составленной из двенадцати спичек, переложите
три спички так, чтобы получилось пять равных треугольников.
5.
Испытание 5. «Применяем
на практике»
1.
Чтобы прикрепить книжную полку на стене, требуется провести горизонтальную
линию. На рисунке изображен прибор для
построения горизонтальных прямых. Объясните, как пользоваться этим прибором,
если АВ=ВС, АD=DС и ВP-отвес.
2.
Точка А на рисунке изображает местонахождение
элеватора, B и С двух колхозов; луч АЕ дорога идущая от
элеватора. Найдите на АЕ точку М – местонахождение мельницы, которая
равноудалена от колхозов В и С
3.
Первым, кто начал получать новые
геометрические факты при
помощи
рассуждений (доказательств), был древнегреческий
математик
Фалес, который жил в VI в. до н. э.
Ему принадлежит открытие
теоремы о равенстве двух треугольников
по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Последней теореме Фалес
нашёл важное практическое приложение: в гавани Милета был построен дальномер,
определяющий расстояние до корабля в море. Он представлял собой три вбитых
колышка А, В, С, (АВ= ВС) и размеченную
прямую СК †СА. При
появлении корабля на прямой СК находили точку Д такую, чтобы точки Д, В, Е
оказывались на одной прямой.
Определите, какое расстояние нужно измерить,
чтобы найти расстояние до корабля по воде.
Финал
Подводятся
итоги игры. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
8. Домашнее
задание.
повторить пп.15–20 № 129, 174* (повышенный
уровень сложности)
Ответьте
на вопрос: Существует ли четвёртый признак равенства треугольников?
Кроссворд "Треугольник"
9. Итог урока.
Давайте,
ребята, вспомним, какие признаки равенства треугольников помогли нам преодолеть
все препятствия. Сформулируйте их.
Заключительное слово
учителя:
Ну, вот и закончилось наше с вами приключение. И если вы, ребята, всё-таки
заметили, насколько увлекательна геометрия, сколько приключений в ней таится,
значит наш урок прошел не даром.
Самоанализ урока.
Цели:
образовательная: совершенствование знаний,
умений и навыков учащихся по применению признаков равенства треугольников в
ходе решения задач, по распознаванию равных треугольников и умению доказать их
равенство, а также делать вывод о равенстве некоторых элементов;
воспитательная: воспитание коммуникативных качеств личности;
развивающая: развитие интереса к предмету, логического мышления,
математически грамотной речи; развитие информационных и коммуникативных
компетенций учащихся.
Оборудование:
·
Раздаточный
материал: карточки-задания для групповой
работы;
·
Компьютер,
проектор,
·
Программное
обеспечение: презентация к уроку, созданная в программе MS PowerPoint, тест
«Признаки равенства треугольников»
Урок нацелен на обобщение и проверку знаний, умений и
навыков учащихся по одной из наиболее важных тем «Признаки равенства
треугольников». Проводится в форме групповой работы. Класс делится на три
команды. Каждая команда состоит из 5-6 учащихся.
В ходе урока учащиеся проходят ряд испытаний.
На уроке совершенствуются знания, умения и навыки
учащихся по применению признаков равенства треугольников в ходе решения задач,
а также активизируется познавательная активность учащихся; повышаются интерес и
мотивация к изучению геометрии; развиваются логическое мышление, математически
грамотная речь, информационная компетентность учащихся; воспитываются
коммуникативные качества личности.
Представлены
задачи разного уровня в форме
устных и письменных упражнений, а также
в виде компьютерного теста. На уроке использован исторический материал, подготовленный
учащимися и дополненный учителем. Использовались задачи прикладного и развивающего
характера.