Тема урока: «Теорема синусов»

 

Тема урока: «Теорема синусов»

 

Класс: 9

Цели урока:

а) образовательная: познакомить с формулировкой и доказательством теоремы синусов; выработать у учащегося навыки решения задач с использованием тригонометрических функций.

б) развивающая: развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности; развитие устной и письменной речи; развитие умений применять полученные знания на практике.

в) воспитательная: воспитание самостоятельности, эстетичности; воспитание интереса к предмету математики.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: технология сотрудничества; технология проблемного обучения; информационные технологии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, раздаточный материал, интерактивная доска (ИД), приложение к учебнику на электронном носителе.

 

Структура урока:

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация опорных знаний

3.     Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов- проблемная ситуация

4.     Изучение нового материала

5.     Закрепление изученного материала

6.     Самостоятельная работа

7.     Рефлексия. Подведение итогов урока.

8.     Домашнее задание


 

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.  Садитесь.

Г.Лейбниц однажды заметил: «Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым». Давайте будем следовать этому замечанию: будем точными, ясными и, насколько можно, простыми.

2.Актуализация опорных знаний

Работа по индивидуальным карточкам:

Ответы:   Карточка №1
                   1.
S∆ =·7·7=  ед2

                   2. S =·12·12·==  ед2

Карточка №2*                   
                   1.
S∆ =·26·6= 117 ед2

                                2*. S =  ед2

№1, 2, 3 (Реши первым!) – информация на ИД

 

Решение №1: S∆ =·8·33=  ед2
Решение №2:
S∆=·8·15=  ед2
Решение №3:       х= 2·8=16 ед
               у=
===2·2·2·= =8 ед
              
S∆=·8· =32 ед2

№4 и №5 Повторить формулы нахождения площади параллелограмма: 

 

      №4                                                      №5


Решение №4:
SABCD=·d1·d2·= ·6·10·=30·=30·=30·=15 ед2
Решение №5:
SABCD= a·b·= 4·6·=4·6·=12 ед2

Вопросы

– Чем мы занимались на прошлом уроке? (мы доказали теорему о площади треугольника)

– Какие задачи вы учились решать? (задачи на вычисление площади треугольника по двум сторонам и углу между ними)

– Сегодня на уроке мы продолжим работать с треугольником и расширим свои знания о нем.

3.Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов - проблемная   ситуация

1.В треугольнике АВС АС =b,<А=,найдите высоту треугольника  hc, если а) -острый, б) -тупой.

2.Дано а b= m n (а ,b,m ,n –числа , отличные от нуля).Составьте из чисел а ,b,m,n пропорцию. Всегда ли задача имеет решение?

 3) Доказать теорему о площади треугольника Описание: f_clip_image002.

(Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними)

 

 

 

4) Ученики решают задачи  по данной теме.

1. Как найти длину стороны ВС в треугольнике АВС, если АВ=3см, АС-4см, <ВАС=30° ?

Описание: f_clip_image004

В процессе решения данной и последующих  задач учитель подчеркивает, что решение данных задач нерациональное, эти задачи можно решить проще, если будет известна теорема, называемая теоремой синусов.

2.Дано: Описание: f_clip_image006Описание: f_clip_image008Описание: f_clip_image010Описание: f_clip_image012

Найти: Описание: f_clip_image014

Решение:    Описание: f_clip_image016        Описание: f_clip_image018          Описание: f_clip_image020      Описание: f_clip_image022

Правильность решения задачи проверяется.

Фронтальный опрос:  (повторение формул для вычисления площади треугольника).

а) формулы площади треугольника

Описание: f_clip_image024          Описание: f_clip_image026               Описание: f_clip_image028

б) формулы приведения

Описание: f_clip_image030       Описание: f_clip_image032      Описание: f_clip_image034        Описание: f_clip_image036

в) определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника.

Устные упражнения:   1.Найдите площадь треугольника АВС.

Описание: f_clip_image037

2.Найдите площадь параллелограмма АВСD.

Описание: f_clip_image039

3.Найдите высоту параллелограмма АВСD.

Описание: f_clip_image041

 Проблемная ситуация.

1) Предлагается решить устно задачу.

Описание: f_clip_image043

Верно ли для прямоугольного треугольника равенство:Описание: f_clip_image045?

Описание: f_clip_image047           c=c=c

После того, как учащийся убедился, что в прямоугольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов, ставится вопрос: «Верно ли это утверждение для любого треугольника?».

Найдите отношения сторон ВС, АВ,  АС к синусам противоположных углов.

 Практическая работа. Учащиеся в группах по 4 человека работают, по окончании работы представители от групп выходят к доске и демонстрируют полученные результаты – отношения равны.

Карточка план – реализации практической работы

1.     Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А.     Пронумеровать равенства (1), (2), (3).

2.     Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).

3.     Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство. отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.

4.     Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.

5.     Сделайте вывод.

Описание: 01

– Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов и докажите, что они равны.

– Чем отличается это задание от предыдущего? (нам нужно доказать, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)

– Что вам придется доказывать? (равенство отношений)

– Как называется утверждение, которое требуется доказать? (теорема)

– Сформулируйте тему урока. ( Доказать теорему о том, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)

– В геометрии эта теорема называется теоремой синусов.

Историческая справка.

 Впервые эту теорему доказал выдающийся азербайджанский учёный Насирэддин  Туси (1201-1274гг.)

Объявление темы урока

Согласованная тема записывается на доске и в тетрадях

«Теорема синусов».

Попробуйте доказать теорему. На выполнение задания отводится 2 мин.

Давайте обобщим все сказанное и составим план доказательства.

1.     Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).

2.     Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).

3.     Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.

4.     Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.

5.     Сделайте вывод.

4. Изучение  нового материала.

1) Теорема: Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

Описание: f_clip_image050

 Дано: Пусть в Описание: f_clip_image006_0000AB = c, BC = a, AC = b.

Доказать: Описание: f_clip_image045_0000.

Доказательство.

По теореме о площади треугольника

Описание: f_clip_image026_0000Описание: f_clip_image053Описание: f_clip_image055
Из первых двух равенств получаем Описание: f_clip_image057значит, Описание: f_clip_image059аналогично, из второго и третьего равенств следует   Описание: f_clip_image061   Итак, Описание: f_clip_image045_0001. Теорема доказана.

Теорему можно записать и в другом виде: Описание: f_clip_image063

А где мы можем проверить правильность нашего решения?

Откроем учебники на стр. 256.

Итак, мы доказали теорему синусов.

1) Запишите теорему синусов для треугольников:

ΔМНР: Описание: f_clip_image065
ΔОКТ: Описание: f_clip_image067

2) В теореме синусов в том виде, в каком мы ее получили, присутствует недоговоренность:  мы узнали, что отношения сторон к синусам противолежащих им углов равны между собой, но чему же именно равны эти отношения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к задаче №1033.

Вывод: если в треугольнике против сторон a, b, c лежат углы α, β, γ соответственно, то Описание: f_clip_image069.

где R – радиус окружности, описанной около треугольника.

Таким образом, мы получили дополнительное правило отыскания радиуса описанной около треугольника окружности.

5.Закрепление изученного материала. 

Чем вы сейчас будете заниматься? (будем выполнять задание, где используется теорема синусов)

№1(Устно).  Записать теорему синусов для треугольников FGH и MNK.

 

№2(Устно).  Найди ошибку.

 


Физкультминутка (показать руками называемые углы и назвать их вид, гимнастика для глаз)

 

Задача  на ИД:

Решение:

СВ= =·=2 см

 

Учебник №1026(использование Таблицы Брадиса)

 

Дано: ∆АВС,  АС=12см, , 60̊

               Найти: АВ и S∆АВС.

               Решение: , по теореме синусов: , откуда АВ==≈14,7 см

Следовательно,
S∆АВС=·АВ·АС··14,7·12·0,9659=85,2см2
Ответ: ≈14,7см ; ≈85,2 см2

6.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по вариантам.

На экране эталон решения.

Выяснить у кого какие результаты.

Кто и где допустил ошибку.

1 ВАРИАНТ

Выразите х и у через синусы острых углов.

Описание: f_clip_image071

 

 

Решение:

Описание: f_clip_image073 

Описание: f_clip_image075

Описание: f_clip_image077

Описание: f_clip_image079

Ответ: Описание: f_clip_image081Описание: f_clip_image083

2 ВАРИАНТ

Выразите х и у через синусы острых углов.

Описание: f_clip_image085

Решение:

Описание: f_clip_image087

Описание: f_clip_image089     Описание: f_clip_image091Описание: f_clip_image093           Описание: f_clip_image095    Описание: f_clip_image097Описание: f_clip_image099

Ответ: Описание: f_clip_image101; Описание: f_clip_image103

7. Рефлексия.

Оцени качество своих познаний на уроке с помощью смайликов

А) Все легко и понятно

Б) Кажется, что-то понял

В) Трудно, ничего не понял

Смайлики вывешиваются на доске при выходе из класса.

 Подведение итогов урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с .....?.

И научились применять теорему........ при решении задач.

Где нам могут пригодиться полученные знания?
О каких правилах, теоремах мы сегодня ещё вспоминали?
Что необходимо повторить?

8.Домашнее задание (инструктаж по его выполнению):
  Глава ХI, §2, п.101
(читать, выучить теорему и уметь её доказать),  №1033(устно, разобрать)                                                  

Оценивание.

 

Конкурс работ ко Всемирному Дню беженцев "Мы разные - мы вместе" - 2021

Номинация конкурса - компьютерный плакат. Работа была выполнена в  Adobe Photoshop CS6.