Программа объединения по интересам «Юный стратег»

 

ПРОГРАММА

объединения по интересам

«Юный стратег»

(базовый уровень изучения образовательной области

«Физкультурно-спортивная деятельность»)

 

 

 

Профиль: физкультурно-спортивный.

Составитель: Леоненко Алексей Геннадьевич, педагог дополнительного образования.

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Срок реализации: 1 год.

 

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании методического совета

Щорсовского детского сада-средней школы

Протокол № 1

 «31» августа 2020 г.

 

 

 

 

 

Щорсы, 2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа объединения по интересам «Юный стратег» разработана на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи физкультурно-спортивного профиля (далее – программа), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 №123, образовательная область «Физкультурно-спортивная деятельность».

Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад во всестороннее, гармоническое развитие человека, независимо от его возраста и профессии. Центральное место в системе школьного образования занимает развитие учащихся, формирование у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Шахматы являются одним из таких средств развития творческих способностей школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

·   Обучающие:

o           познакомить с историей шахмат;

o           ознакомить с правилами ведения игры;

o           дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;

o           приучать к самостоятельной работе.

·   Воспитывающие:

o           привить любовь и интерес к шахматам;

o           развивать эстетические взгляды школьников;

o           воспитывать волю, находчивость, характер, усидчивость;

o           научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

o           научить уважать соперника;

o           содействовать укреплению здорового образа жизни.

·   Развивающие:

o           развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

o           формировать элементы научного стиля мышления;

o           ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.

Режим работы: запланировано проводить занятия для детей 11-14 лет два учебных часа в неделю длительностью не более 45 минут каждое. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 36 недель.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема урока

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Организационное занятие

 

1

-

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

 

2

-

3

Правила игры

 

2

-

4

Первоначальные понятия

 

3

3

5

Тактика игры

 

3

9

6

Стратегия игры

 

2

6

7

Эндшпиль

 

3

9

8

Дебют

 

5

-

9

Конкурсы решения задач, этюдов

 

-

5

10

Сеансы одновременной игры

 

-

12

11

Соревнования

 

-

6

12

Итоговое занятие

 

1

-

 

ИТОГО:

72 часа

22

50

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      Организационное занятие.

Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.      Шахматы – спорт, наука, искусство.

Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.      Правила игры.

Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.      Первоначальные понятия.

Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.      Тактика игры.

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.      Стратегия игры.

Определение       стратегии.  Целесообразное  развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.      Эндшпиль.

Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.      Дебют.

Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.      Конкурсы решения задач, этюдов.

Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.    Сеансы одновременной игры.

Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

11.    Соревнования

12.    Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце первого года обучения учащийся:

o     имеет представление об истории и происхождении шахмат,

o     знает правила игры и турнирного поведения,

o     знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

o     владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,

o     умеет применять полученные теоретические знания на практике,

o     умеет записывать партии,

o     с удовольствием играет в шахматы,

o     видит и осознает свои ошибки,

o     знает нормы этикета при игре в шахматы.

Формы подведения итогов реализации программы:

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

1.                          Шахматные турниры.

2.                          Доклады.

3.                          Сеансы одновременной игры.

4.                          Конкурсы по решению шахматных задач.

5.                          Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

ü             вопросы по теории и истории шахмат,

ü             игру с руководителем кружка,

ü             соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

Для реализации программы используются следующие средства:

1.                Комплекты шахматных фигур с досками – 3 шт.

2.                Доска демонстрационная с комплектом фигур – 1шт.

3.                Часы шахматные – 1 шт.

4.                Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                        Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985.

2.                        Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986. 3. Журнал «64» - М., 1983-2004.

3.                        Принципы шахматной игры: учебное пособие / Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн, 2000.

4.                        Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам! М., Русский шахматный  дом, 2017 г. – 160 с.

5.                        Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». М., Духовное возрождение, 2014 г. – 304 с.

6.                        Сухин И.Г. Шахматы. Большой самоучитель для детей. М., АСТ, 2017 г. – 160 с.

7.                        Халас Ф., Геци З. Шахматы. Тактики и стратегии. М., Нигма, 2016 г. – 152 с.

8.                        Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997

9.                          Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981

10.                   Спутник шахматиста: Справочник / В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И. Крюков. – М.:Воениздат,1992

11.                     Гик   Е.Я.   Компьютерные   шахматы:   Сборник.      М.: Агентство«ФАИР»,1997

12.                   Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983


Конкурс работ ко Всемирному Дню беженцев "Мы разные - мы вместе" - 2021

Номинация конкурса - компьютерный плакат. Работа была выполнена в  Adobe Photoshop CS6.