ПРОГРАММА
объединения по интересам
«Юный стратег»
(базовый уровень изучения образовательной области
«Физкультурно-спортивная
деятельность»)
Профиль: физкультурно-спортивный.
Составитель: Леоненко Алексей Геннадьевич, педагог дополнительного
образования.
Возраст обучающихся: 11-14
лет.
Срок реализации: 1 год.
РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании методического совета
Щорсовского детского сада-средней школы
Протокол № 1
«31»
августа 2020 г.
Щорсы, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения по интересам «Юный стратег» разработана
на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи
физкультурно-спортивного профиля (далее – программа), утвержденной
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 №123,
образовательная область «Физкультурно-спортивная
деятельность».
Отличаясь доступностью, простотой и
привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад во всестороннее,
гармоническое развитие человека, независимо от его возраста и профессии. Центральное место в системе школьного образования занимает
развитие учащихся, формирование у них таких качеств творческой личности, которые
помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой
деятельности. Шахматы являются одним из таких средств развития творческих
способностей школьников.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Так
как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание
шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению
активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности,
формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и
воспитанию школьника.
Цель: создание
условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования
общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи:
·
Обучающие:
o
познакомить с историей шахмат;
o
ознакомить с правилами ведения игры;
o
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и
рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения;
o
приучать к самостоятельной работе.
· Воспитывающие:
o
привить любовь и интерес к шахматам;
o
развивать эстетические взгляды школьников;
o
воспитывать волю, находчивость, характер, усидчивость;
o
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на
них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою
деятельность, работать самостоятельно;
o
научить уважать соперника;
o
содействовать укреплению здорового образа жизни.
· Развивающие:
o
развить логическое мышление, память, внимание,
усидчивость и другие положительные качества личности;
o
формировать элементы научного стиля
мышления;
o
ввести в мир логической красоты и образного мышления,
расширить представления об окружающем мире.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме
лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также
разбираются партии известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей
форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению
задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного
типа на шахматную тематику.
Режим работы: запланировано проводить занятия для детей 11-14 лет два учебных часа в
неделю длительностью не более 45 минут
каждое. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного
года составляет 36 недель.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во
часов |
В том
числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Организационное
занятие |
|
1 |
- |
2 |
Шахматы – спорт, наука, искусство |
|
2 |
- |
3 |
Правила игры |
|
2 |
- |
4 |
Первоначальные понятия |
|
3 |
3 |
5 |
Тактика игры |
|
3 |
9 |
6 |
Стратегия игры |
|
2 |
6 |
7 |
Эндшпиль |
|
3 |
9 |
8 |
Дебют |
|
5 |
- |
9 |
Конкурсы решения задач, этюдов |
|
- |
5 |
10 |
Сеансы одновременной игры |
|
- |
12 |
11 |
Соревнования |
|
- |
6 |
12 |
Итоговое занятие |
|
1 |
- |
|
ИТОГО: |
72 часа |
22 |
50 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационное занятие.
Знакомство с детьми. Постановка
задач на год. Правила техники безопасности.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство.
Краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных соревнований.
3. Правила игры.
Правила турнирного поведения.
Правило «тронул-ходи».
4. Первоначальные понятия.
Запись партий. Мат, ничья.
Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание
правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
5. Тактика игры.
Понятие о тактике и комбинации.
Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально
подобранных позиций, решение тематических этюдов.
6. Стратегия игры.
Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций.
7. Эндшпиль.
Простейшие окончания. Определение
эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
8. Дебют.
Определение дебюта. Задачи дебюта и
принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных
позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
9. Конкурсы решения задач,
этюдов.
Понятие о позиции. Правила
проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение
победителя конкурса.
10. Сеансы одновременной игры.
Проведение руководителем кружка
сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
11. Соревнования
12. Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Планы на следующий год.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого
года обучения учащийся:
o
имеет представление об истории и происхождении шахмат,
o
знает правила игры и турнирного поведения,
o знает
основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
o владеет
фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
o
умеет применять полученные теоретические знания на практике,
o
умеет записывать партии,
o
с удовольствием играет в шахматы,
o
видит и осознает свои ошибки,
o
знает нормы этикета при игре в шахматы.
Формы подведения итогов реализации
программы:
В
течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися
посредством следующих методов проверки:
1.
Шахматные турниры.
2.
Доклады.
3.
Сеансы одновременной игры.
4.
Конкурсы по решению шахматных задач.
5.
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода
зачет, который включает в себя:
ü
вопросы по теории и истории шахмат,
ü
игру с руководителем кружка,
ü
соревнование, в котором участвуют все
занимающиеся.
Данные
по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными
критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения
соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение
строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и
эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать
самостоятельно, соблюдение правил этикета.
Для реализации программы
используются следующие средства:
1.
Комплекты шахматных фигур с досками – 3 шт.
2.
Доска демонстрационная с комплектом фигур – 1шт.
3.
Часы шахматные – 1 шт.
4.
Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985.
2.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986. 3. Журнал
«64» - М., 1983-2004.
3.
Принципы шахматной игры: учебное пособие / Шакуров
М.Ф. – Казань: Мастер Лайн, 2000.
4.
Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам! М., Русский
шахматный дом, 2017 г. – 160 с.
5.
Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». М.,
Духовное возрождение, 2014 г. – 304 с.
6.
Сухин И.Г. Шахматы. Большой самоучитель для детей. М.,
АСТ, 2017 г. – 160 с.
7.
Халас Ф., Геци З. Шахматы. Тактики и стратегии. М.,
Нигма, 2016 г. – 152 с.
8.
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М.,
1997
9.
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
10.
Спутник шахматиста: Справочник / В.П. Елесин, Б.М.
Волков, А.И. Крюков. – М.:Воениздат,1992
11.
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство«ФАИР»,1997
12.
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983